Редко какой витамин сопровождает нашу жизнь с самого рождения и до старости. К таким микронутриентам относится витамин Д. До годика наши мамы добавляли его в пищу для профилактики рахита. В детском садике часть из нас получала рыбий жир. В детстве мы были физически активными, много времени проводили на улице и получали естественный витамин Д под влиянием ультрафиолета. Далее при обращении к врачам мы слышали о профилактике и лечении препаратами витамина Д разных заболеваний. Женщины постменопаузального возраста проводят ежегодную профилактику витамином для снижения риска развития или лечения остеопороза.

Действительно, доминирующим источников витамина Д является его выработка из предшественников в коже под влиянием ультрафиолета. Низкая инсоляция обусловлена нашими климатогеографическими особенностями, проживанием выше 37֠ широты. Однако замечено, что этот механизм хорошо работает только у детей и молодых людей. С возрастом эффективность этого механизма снижается и пожилым надо находиться на воздухе дольше для выработки одинакового уровня витамина. С другой стороны, с возрастом надо сокращать пребывание на активном солнце из-за риска онкологии. Поэтому постепенно основным источником поступления витамина для нас становится пища. К пищевым источникам витамина Д относится животная (витамин Д3) и растительная пища (Д2). Основными пищевыми продуктами являются морская рыба, яичные желтки, грибы шиитаки, печень.

Оба витамина Д (Д3 и Д2), поступившие с пищей, являются неактивными с биологической точки зрения. В печени под влиянием фермента гидроксилазы они превращаются в 25-ОН Д (кальцидиол). Как раз эту форму мы и определяем в периферической крови и оцениваем обеспеченность организма витамином Д. Однако активная форма витамина Д (1,25 (ОН)2Д, кальцитриол) вырабатывается в почках. Период полувыведения данной формы витамина составляет 4-6 часов. Все известные эффекты витамина Д в организме человека связаны именно с ней. Активную форму витамина Д принято называть гормоном Д. В выработке гормона Д принимает участие паратгормон, вырабатываемый паращитовидными железами.

Как происходит регуляция витамина Д и кальция в организме? Прежде всего, гомеостатической регуляции подвергается уровень кальция в периферической крови. Если его уровень снижается, то в организме возрастает потребность в витамине Д, как он увеличивает абсорбцию кальция в ЖКТ, снижает потери с мочой. Кроме этого, стимулирует аккумуляцию кальция костями. Если подобная компенсация не происходит, то низкий уровень кальция в крови является сигналом для выработки паратгормона. Высвобождение паратгормона приводит к вымыванию кальция из костей для поддержания гомеостаза кальция в крови. Постепенно кости теряют кальций и развивается остеопороз. Поэтому в анализах крови может наблюдаться такая картина: низкие концентрации кальция, витамина Д и увеличение содержания паратгормона.

Изложенные выше эффекты витамина Д в той или иной мере известны многим. Однако гормон Д до сих пор является загадкой, многие эффекты не до конца установлены. Остановимся на некоторых известных фактах. Не все наши объяснения будут полными, так как влияние витамина на организм изучается до сих пор. Даже с точки зрения применения терапевтических доз препаратов витамина Д консенсуса нет до сих пор.    Например, важным фактом является то, что до 3% всего нашего генома регулируется активной формой витамина Д. Рецепторы витамина связаны с ядром клетки и представлены во всех ядерных клетках. Может быть, именно поэтому эффекты витамина столь разнообразны и охватывают все ткани и органы нашего организма.

Особую роль витамин Д играет в иммунной системе. Экспрессия витамина наблюдается в Т- и В-лимфоцитах. Особенность лимфоцитов состоит в том, что они самостоятельно могут вырабатывать активную форму витамина Д по потребности из прогормона. Отмечается, что достаточная обеспеченность организма витамином Д повышает иммунную защиту организма, снижает выработку воспалительных цитокинов, защищая организм от бактериальных и вирусных инфекций. Влияние витамина на подгруппы лимфоцитов (хелперы и супрессоры) позволяет подавлять пролиферацию опухолевых клеток, аутоиммунное воспаление. Витамин Д модулирует активность иммунной системы кишечника, снижая проницаемость кишечного эпителия и уровень эндотоксимии. Препараты активной формы витамина Д нашли широкое применение при лечении витилиго, псориаза в качестве местной терапии. Витамин Д назначается в качестве дополнительного фактора при лечении аутоиммунных заболеваний, таких как рассеянный склероз, ревматоидный артрит, аутоиммунный тиреоидит и др.

Влияние витамина Д на функцию сердечно-сосудистой системы малоизучено. Замечено, что снижение уровня витамина сопровождается усилением выработки фиброзной ткани, окислительного стресса, способствует воспалению. При дефиците витамина Д наблюдается развитие кардиомиопатии, гипертрофии левого желудочка, сердечной недостаточности. Следует указать, что недостаточная обеспеченность организма витамином Д сопровождается дефицитом омеги-3. Пищевой источник витамина и омеги-3 совпадает, большое количество содержится в морской рыбе и морепродуктах. В свою очередь, омега-3 также оказывает кардиопротективное действие, улучшая эндотелиальную функцию сосудов, снижает воспаление.

Малоизвестна роль витамина Д в функционировании ЦНС. Витамин Д преодолевает гематоэнцефалический барьер, преобразуется в активную форму и накапливается в нервной системе. Каждый из нас, кто принимал препарат витамин Д, отмечал улучшение общего самочувствия, настроения, физической и умственной активности, нормализацию сна. Интересным является факт, что прием витамина Д у пожилых снижает частоту падений, влияет на устойчивость и баланс.

Замечено, что у лиц с ожирением наблюдается выраженный дефицит витамина Д. Назначение витамина Д снижает инсулиновую резистентность, нормализует вес, подавляет выработку воспалительных цитокинов жировой тканью. Назначение препаратов витамина Д у этой категории больных следует вести при тщательном лабораторном контроле, дозировки должны быть выше средних. Особенностью этих пациентов является низкая эффективность стандартных доз препарата из-за нарушенного усвоения и метаболизма витамина Д.

Дополнительно следует указать на связь витамина Д и магния в организме. Магний является активатором гидроксилаз, которые превращают пищевой витамин Д в кальцидиол и кальцитриол в печени и почках. При дефиците магния наблюдается снижение активности витамина Д. Было показано, что прием магния приводил к повышению уровня 25(ОН)Д в плазме крови.

К биомаркерам обмена витамина Д в организме следует отнести определение общего и ионизированного кальция, 25(ОН)Д, паратгормона, магния и 1,25(ОН2)Д. Подходящий анализ Вы можете сдать в нашей клинике «Молекулярная медицина» которая расположенная в Москве, 2-й Сыромятнический переулок, д.10

Анализ на витамины

Анализ сыворотки на микроэлементы